среда, 6 октября 2010 г.

Сюйреньская крепость : часть 2

    В первой части мы остановились возле башни. Что ж, пойдём дальше. Выйдя на самый мыс можно нужно полюбоваться открывающимися видами.






    За соседним мысом Ай-Тодор прячется пещерный монастырь Челтер-Коба. Историки говорят, что и монастырь, и крепость существовали в одно время и были единым комплексом. Это был центр власти всей округи. В крепости - власть светская, в монастыре - духовная. Кстати, сейчас в монастыре действующая часовня. Лет десять назад здесь появился монах и стал благоустраивать пещеры. Так сказать, восстанавливать историю христианства. Вообще, в последнее время это явная тенденция. Восстанавливается церковная жизнь в пещерном монастыре Шулдан, над Терновкой; пещерная церквушка на Мангупе; здесь, в Челтере. И наверняка таких примеров намного больше.

    У меня отношение к этому двоякое. С одной стороны : слишком сильный удар по религии и духовности народа был нанесён при СССР. Поэтому, что ни делается - всё к лучшему. Но! Теперь я уже не смогу свободно побродить в этих местах. Получается этакий самозахват церковью исторических памятников. А это - в моих глазах - огромный минус. Вот в таких раздвоенных чувствах я и пребываю.

    Но вернёмся к крепости. Здесь есть одно очень интересное местечко. За свою жизнь я бывал в Сюйреньской крепости много раз. Площадь крепости довольно небольшая - это всё-таки не огромный Мангуп.Я думал, что знаю здесь всё вдоль и поперёк. Оказалось,что нет. Совсем недавно вычитал в одном очень узко-специальном археологическом альманахе, что здесь есть какая-то "потайная калитка" - эдакий лаз на случай осады. Ни о чём подобном здесь я и слыхом не слыхивал. Крайне заинтригованный, я начал искать это место, и - после довольно долгих поисков - нашёл! Итак, что оно из себя представляет.



    В практически отвесной скале сверху прорублены три марша ступеней - примерно до середины высоты. Там узенькая площадочка, с которой, видимо, спускалась верёвочная лестница.



    А охранялось всё это из специально вырубленной пещеры для стражи.

    Из местных про это не знает никто - кроме меня, разумеется :) . А я никому и не показываю : не хочу, чтобы и это место затоптали. Но с ВАМИ - моим читателями - делюсь. Мне не жалко. Всё равно не найдёте :))) .

    Крепость была взята штурмом и сожжена в 1299 году, когда в Таврике хозяйничали орды хана Ногая. После чего, как видите, простояла заброшенной ещё 700 лет. Респект средневековым строителям!



    В одно из землетрясений обвалилась часть башни. Тогда же из скалы вывалились вот эти камушки. Тот, что побольше - размером с трёхэтажный дом. Археологи укрепили края башни - чтобы не сыпалась дальше, и стянули её по верху железным обручем. Сколько она ещё простоит - неведомо. А я вместе с вами любуюсь тем, что есть на сегодня.





    Бойницы служили не только для того, чтобы любоваться прекрасными видами...
   
    Всего вам хорошего, и пусть осеннее небо не будет для вас хмурым и мрачным, а лишь немного грустным.


Комментариев нет:

Отправить комментарий