воскресенье, 13 февраля 2011 г.

Мангуп под снегом. Туман

    Вчера нас опять немного замело. Но это ненадолго, до середины недели, не больше. Очень похоже было и две недели назад, когда я решил по свежему снежку прогуляться на Мангуп. О чём вам и расскажу сегодня.

    До села Хаджи-Сала, что под самым Мангупом, я добрался за час до восхода. И хотя было ещё темновато, но кадр с зеркальным отражением Мангупа в озере, кажется вышел неплохо.




    Небольшое отступление. Про Мангуп можно писать целые книги. Мой же скромный пост посвящён всего лишь впечатлениям о небольшой прогулке, не более. Для тех, кто совсем не в курсе, коротко расскажу о месте, где я был. Итак, Мангуп-Кале - это гора-останец. Миллионы лет назад образовалась сплошная скальная гряда. Затем природные процессы разрезали эту непрерывность на части. Где-то получились протяжённые гряды (вспомните Курушлюк, о котором я недавно писал, его фотографию). А где-то - отдельные горы. Вот Мангуп и является такой горой : с крутыми склонами и венчающими их 40-метровыми отвесными скалами. Идеальная крепость, созданная Природой. В смутные времена средневековья это очень хорошо поняли люди, населяющие окрестности. Гора была обжита, природная фортификация дополнена человеческой.  В результате поселение переросло в город, который со временем стал столицей мощного княжества Феодоро. Это был последний оплот сопротивления туркам во время захвата ими Крыма в 1475 году. В общем, Мангуп - уникальный природно-исторический объект. Сверху эта гора похожа на четырёхпалый отпечаток ладони, с мысами-пальцами. Очень многие считают, что Мангуп является, к тому же, местом силы (не спрашивайте меня, какой - я в этих делах не спец). Если кто-то совсем ничего не знает, но заинтересовался - поищите через поисковик, выкинет вам тьму ссылок. Ну вот, краткий обзор закончен. А теперь приглашаю вас подняться вместе со мной на зимний Мангуп.


    Маленькое село Хаджи-Сала живёт исключительно за счёт Мангупа. Точнее, за счёт многочисленных его посетителей. Кто-то продаёт билеты вот в этой кассе.  Надпись меня немного смутила. До какого "конца" сохранять билеты? До конца жизни, в память о посещении этого замечательного места? На ум приходят героические фразы : "Они стояли до конца, до последнего патрона..." И по аналогии : "...до последнего билета..." :) В общем, загадочная фраза. Продавать мне билет было некому. В семь утра по снегу и морозу я не встретил ни единого аборигена. Не сезон! - что ещё сказать. Правда, всё равно, впарить мне билет им вряд ли удалось бы.

    А вот за этой калиткой, на которой даже нарисован герб княжества Феодоро, вам окажут всяческие услуги. Баня? - пожалуйста. Запылились с дороги? - к вашим услугам душ. Не знаете, где Мангуп? :))) - а вот проводник, он покажет. В общем, любой каприз за ваши деньги.


    Сразу за селом начался довольно крутой подъём. Хорошо хоть, тропы набиты так, что несмотря на сплошной снежный покров, потерять дорогу было невозможно. Хотя кое-какие преграды были. Вот, например, сосна упала прямо поперёк тропы.


    Ещё когда поднимался, обратил внимание, что снега стало больше. Если внизу было сантиметров пять, не больше, то на подъёме уже все пятнадцать - двадцать. Ну а наверху меньше, чем по колено, не было нигде. И ещё одно. Во время подъёма за ветки сосен стали цепляться клочья тумана (хотя перед началом восхождения никакого тумана и в помине не было - это видно по фотографии с отражением). Мне это, честно говоря, не очень понравилось. Я не боялся заблудиться - что там того Мангупа. Но я рассчитывал на хорошие условия для фотосъёмки... Ну что ж, не идти же теперь назад. Посмотрим. Вот уже и первые хозяйственные пещеры. Я на месте.


     Грозные стены и башни Мангупа. Обветшали за века, заросли плющом. Но даже и сейчас выглядят достаточно внушительно.


   Из башенной бойницы открывается великолепный вид... на стену. Штурмующие - как на ладони. Много их осталось под теми стенами...


    А вот самые мои худшие опасения относительно тумана, похоже, начинали сбываться. Хотя солнце уже встало, но вокруг висела плотная мгла. Я добрался до одного из самых интересных мест Мангупа, до цитадели. И вот вам фотография. От объекта я стою метрах в пятидесяти. Со ста было видно лишь силуэт, с двухсот - тёмное пятно.


    Орнамент вокруг главной входной двери в цитадель с внутренней стороны. Удивительно изящный рисунок  в камне армянских мастеров-камнерезов. Узор, которому шестьсот лет. В такие моменты ощущаешь дыхание Истории почти физически.


    Табличка "Продолжение маршрута" чувствует себя очень неуютно на заметённом плато Мангупа. Где все эти люди, которым она должна указывать дорогу? Никого... Только один случайный путник бредёт по колено в снегу. Но и он не обращает на неё внимания. А ей так одиноко...


    Большинство искуственных пещер Мангупа вырезаны на краю плато. Часть из них служила для оборонительных целей, большинство - были хозяйственными помещениями. Но вот это - явная церквушка с полуокружием алтаря.


    А это - верхний этаж тюрьмы, выбитой на самом кончике мыса Тешкли-Бурун. Здесь была караулка, помещение для стражи.


    А это непосредственно сама тюрьма, с крохотными камерами.


    А эту пещеру уже современники расписали какими-то магическими символами. Много разного народу, в том числе и довольно странного, стекается на Мангуп. Некоторые живут здесь месяцами. Говорят, есть и зимующие. Не знаю, я не встретил никого.


    Между тем, небеса решили сжалиться надо мной, и плотная пелена тумана стала быстро таять. Что там было дальше - в следующий раз. До встречи!

Комментариев нет:

Отправить комментарий