вторник, 11 октября 2011 г.

Горноспасатели Крыма. Уничтожить, чтобы реформировать.

    “Мы, работники Крымского Горного Поисково-спасательного отряда МЧС Украины обращаемся к туристам, путешествующим по Крымским Горам. Дорогие коллеги по горным видам спорта! В связи с реорганизацией в МЧС наше подразделение ликвидировано.”
    На такой жизнерадостной ноте начинается опубликованное 27 сентября в сети “Обращение горных спасателей МЧС Крыма”. Для того, чтобы разобраться в сути всего происходящего, придётся копнуть немного истории.

IMG_1349


    В 1962 году был учреждён Крымский областной совет по туризму и экскурсиям. Именно при этой мощнейшей туристической структуре и была создана первая в СССР спасательная служба - КСС. Она оказывала помощь пострадавшим на туристских маршрутах, осуществляла контроль за безопасностью и санитарным состоянием на приютах и стоянках, охраной природы и соблюдением графика движения по маршрутам «плановых» туристских групп, подготовкой маршрутов к сезону, оборудованием потенциально опасных участков и многое другое.

    Структура Крымской контрольно-спасательной службы была организована следующим образом. В городах, через которые проходит основной поток туристов и на туристских базах были организованы Контрольно-спасательные пункты, при которых создавались Контрольно-спасательные отряды. Группа туристов, желающих совершить поход по какому-либо маршруту должна была уведомить об этом службу или отряд, в зоне ответственности которого проходил поход – руководитель группы приходил в КСС,  заполнял и регистрировал маршрутный лист – документ, содержащий информацию о маршруте и составе группы, и указывал контрольный срок возвращения группы. По окончании похода руководитель должен был сообщить об этом в КСС, снять группу с учета.

В состав Контрольно-спасательных отрядов на общественных началах входили наиболее опытные и подготовленные туристы, альпинисты, инструктора турбаз. Руководителями, а точнее координаторами работы КСП на местах были старшие инструктора турбаз. Для повышения квалификации членов спасательных отрядов проводились зимние и летние учебно-тренировочные сборы, в конце сезона – областные соревнования спасотрядов.

    В 90-е годы, с развалом СССР, наступили нелёгкие времена. Хотя бюджетное финансирование и сохранилось, но общая неразбериха в стране отразилась и на спасательной службе. Все сложнее оказывается проведение регулярных сборов, учебных мероприятий, соревнований. В течение нескольких лет служба не получает никаких средств на пополнение спасательного фонда, ремонт и обновление автотранспорта и средств связи, на другие хозяйственные нужды. Бюджет перечисляет деньги лишь на мизерную зарплату.

    Знаковым становится 2000-й год. Согласно постановлению правительства, МЧС Украины становится распорядителем средств, предназначенных на содержание КСС. И в этом же году МЧС создаёт собственную структуру – Крымский Горный Поисково-Спасательный Отряд. Нужно ли удивляться, что с этого дня КСС уже не увидело ни копейки бюджетных денег. Ни на одно из многочисленных писем, направленных непосредственно министру МЧС с вопросами о дальнейшем финансировании и регламентации деятельности КСС ответа так и не было получено…

    Итак, КСС была брошена на произвол судьбы. Дорогостоящее снаряжение и транспортные расходы, зарплата постоянным работникам и оплата аренды помещений – на всё это нужны были деньги, и деньги немалые. Как ребята смогли сохранить старейшую спасательную службу – один Бог ведает. Но, несмотря ни на что, они выжили. При этом за проведенные спасательные работы и оказание первой помощи деньги с зарегистрировавшихся пострадавших не взимаются! Всё это финансируется из средств, заработанных собственными силами посредством оказания платных услуг предприятиям, организациям и населению.

    Но вернёмся к подразделению МЧС – Горному поисково-спасательному отряду. С момента образования эта структура была подчинена непосредственно Киеву. В отряде существовало несколько взводов на местах : в Симферополе, Ялте, Севастополе, Бахчисарае и Феодосии. Небольшие по численности, они состояли из настоящих профессионалов, фанатов своего дела. Именно ГПСО стал официальной спасательной структурой, аттестованной на проведение аварийно-спасательных работ в горах. Насколько мне известно, несмотря на свою “официальность”, они также не были избалованы финансированием. И им также пришлось заняться коммерцией для “поддержки штанов”.

    Тем не менее, ГПСО многократно доказал свою состоятельность и профессионализм, проведя сотни операций по спасению людей. Но всё хорошее когда-нибудь кончается. Нынешнее руководство МЧС решило “упорядочить” структуры на местах. А то, понимаешь, развели анархию : местному начальству не подчиняются, что-то там зарабатывают сами… В общем, сплошное безобразие. Наведение порядка начали… с ликвидации Горного поисково-спасательного отряда как такового. А всем ребятам из ГПСО было предложено перейти в новую структуру. Урезав зарплаты, введя пятидневную рабочую неделю с восьмичасовым рабочим днём (ну не маразм ли – а если ЧП произошло в субботу? Застрявшим на скале ждать до 8-ми утра понедельника?). Все крымские спасатели отказались. И все, ничтоже сумняшеся, были уволены. По принципу “незаменимых людей нет”.

    Но предоставим слово самим спасателям. Вот продолжение их “Обращения” : “…подразделение ликвидировано. Его функции переданы т.н. Аварийно-Спасательному отряду специального назначения при ГУ МЧС в АР Крым. Нам предложили переход в эту непонятную для нас систему, но, учитывая характер работы в ней, постоянную ложь и обман, нацеленность этой системы только на зарабатывание денег, подавление всяческой инициативы, отсутствие социальных гарантий, мы, весь личный состав КГПСО, спасатели, имеющие за плечами не одну сотню проведённых поисково-спасательных операций, отказались от такой «чести». Как сказал один известный классик «Служить бы рад – прислуживаться тошно». К нашим предложениям по реформированию Горно-спасательной службы никто не прислушался, все заявления проигнорированы. Нам осталось одно - уйти. Мы остаёмся спасателями, не собираемся дезертировать с этого фронта, всё равно будем выходить в горы для спасения людей, но вы должны знать – поддержки системы у нас нет. Будьте осторожны в своих походах и восхождениях!”

    Вот как описывает нынешнюю ситуацию бывший командир ялтинского отряда Юрий Павлов : «Нас всех уволили 26-го числа, забрали наше снаряжение и машины. Теперь в наших помещениях сидят трое пожарных, прикомандированных из Симферополя. Их туда отправили на десять дней. Если вдруг в горах что-то случится, я боюсь себе представить, кто и как будет спасать людей».

    Вот такая байда. Лучше всего, на мой взгляд, всё происходящее характеризует фраза одного из участников обсуждения данной ситуации на форуме travel.org.ua : “мне все происходящее напоминает сон шизофреника, потому что все это настолько ненормально, нереально, глупо,что этого не может быть на самом деле”…

    P.S. Утешает только одно. Пока ещё у нашей чудесной власти не дошло дело до “упорядочивания” всех спасателей. Пока вполне жива КСС, так что у попавших в критическую ситуацию туристов ещё есть шансы быть спасёнными. Как долго? Кто ж знает, насколько велик пыл реформаторства у нынешнего руководства МЧС Украины…

При подготовке статьи использованы материалы с сайтов http://kss.crimea.ua, http://travel.org.ua/forums/

2 комментария:

  1. Бред... в чем смысл таких реорганизаций? Люди годами практически жили в этих горах, знают все их особенности и заменить их пожарными ... Бред...

    ОтветитьУдалить
  2. Зачастую здравый смысл и начальственная целесообразность - вещи взаимно не пересекающиеся.

    ОтветитьУдалить