суббота, 27 ноября 2010 г.

Про можжевельник. Грустное

    Если рассказывать про крымские предгорья, то невозможно не упомянуть тему можжевельника - весьма больную. В Крыму растёт четыре вида можжевельника. Можжевельник вонючий - редкий вид, растёт всего в нескольких местах на северных склонах гор. Можжевельник казацкий или стелющийся - растёт на яйлах. Глядя на него со стороны, ни за что не скажешь. что эта большая зелёная лепёшка - куст. Трава, да и всё тут. Из можжевельника высокого в Крыму когда-то были целые леса. Но человек слишком старательно приложил к нему руку. В результате остались небольшие рощицы да отдельные деревья - в основном на Южном берегу Крыма. Эти три вида внесены в Красную Книгу, охраняются законом и т.д., и т.п.

    А вот четвёртый вид - можжевельник колючий - распространён широко по всей Европе и Азии, да и у нас в Крыму, в предгорьях, его полно по всем горкам. И именно он стал основным сырьём для сувенирных поделок из можжевельника, до которых столь охочи гости Крыма.





    Прежде чем продолжать дальше, я хотел бы остановиться на нескольких принципиальных для меня пунктах. Удивляюсь сам, как это я не вынес до сих пор в верхний пост - и, наверное, я так и сделаю в ближайшее время. Итак :

    1. Я не люблю, когда мусорят где попало. Вдвойне не люблю тех, кто вываливает мусор там, где живёт : за углом, втихаря, украдкой. И, наконец, терпеть не могу всех, кто загаживает природу : оставляет мусор в лесу, в степи, в горах, на море. Принёс - унеси с собой и выбрось в мусорный бак.

    2. Я категорически не приемлю, когда уничтожают живое, и уж тем более, когда уничтожают "просто так" : раздавить паука, потому что он "противный"; убить змею, потому что это "гадость"; рубить на дрова живые деревья, когда есть сушняк; разорить муравейник, чтобы посмотреть "как они бегают"; нарвать охапки цветов, чтобы через полчаса их выбросить.

    3. Я откровенно не понимаю тех людей, которые приходят (а чаще - приезжают) в лес, и сразу врубают музыку погромче. На мой взгляд, любая человеческая музыка в лесу - это кощунство - тем более, громкая музыка. Как если бы придти в церковь и врубить там на 120 децибелл Филиппа Киркорова. Или "50 cents". У природы есть своя музыка, намного более совершенная, чем наша. Пришёл в гости - слушай музыку хозяев. Не нравится - не ходи в гости.


    Так вот, продолжим про можжевельник. Лет эдак одиннадцать - двенадцать назад начали входить в моду сувениры из можжевельника. Спустя всего несколько лет это стало крымской "фишкой". Спрос увеличивался очень резко - предложение не поспевало. Ассортимент поделок из можжевельника тоже увеличивался на глазах. В конце концов стало просто модно - отдохнув в Крыму. привезти оттуда хотя бы душистую подставку под посуду. Или - расчёску, издающую такой чудесный аромат. Или браслет, заколку, бусы, подставку для салфеток, панно, чётки и ещё очень-очень много чего...



    Всё это делалось - и делается! - из можжевельника, который под крымским солнцем напитывается смолами и фитонцидами. Ситуация сейчас такова : во многих местах у нас в лес просто страшно зайти. Пни, валяются обпиленные ветки. верхушки стволов. Бельбекская долина - один из основных центров производства сувениров из можжевельника.



   А что же лесники? - резонно спросите вы. А они не стоят равнодушно в стороне! - отвечу вам я. Они принимают участие в процессе. Под чутким руководством своего начальства, которое не желает оставаться в стороне от потока денег. Лесники ловят и трясут можжевельщиков. Ну, как в ГАИ : дал на лапу - отпустили (только можжевельник, понятное дело, забрали - они его и сами продадут); не дал - повезли в лесхоз официально протокол составлять. Ну при этом, естественно, они пилят можжевельник и сами. Немножко. По приблизительным прикидкам, процентов 50 от всего выпиленного можжевельника - это их рук дело. На них-то лесников уже нету... Всю эту кухню я великолепно знаю, потому что я здесь живу.



    Я настоятельно призываю вас НЕ ПОКУПАТЬ сувениры из можжевельника. Слишком много ради этого губится леса. Не покупайте в Крыму. Не покупайте в Москве (гостиница "Севастополь" - это центр торговли крымским можжевельником в России), в Сочи и Анапе, в Киеве - по городам и весям растекаются наши можжевеловые леса. Особенно я попросил бы вас не покупать расчёски, заколки, салфетницы, бусы. Дело в том, что на изготовление этих видов сувениров идут ТОЛЬКО толстые стволы.

    Я многое не дописал, потому что тема очень объёмна, а у меня наболело. По чуть-чуть от всего отхватил... Так что я жду ваших комментариев и вопросов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий